Национальные усилия в противодействии терроризму – Российская Федерация

By admin

Россия исходит из того, что терроризм является одной из самых серьезных в современных условиях угроз международному миру и безопасности. Более того, по российским оценкам, эта угроза не становится меньше, несмотря на активные и все более организованные, системные усилия мирового сообщества на различных направлениях противодействия этому глобальному злу. Подтверждением тому служат продолжающиеся жестокие террористические атаки в различных частях мира.

Одна из причин сохранения и нарастания террористической опасности состоит в том, что международное сообщество недостаточное внимание уделяет противодействию идеологии терроризма. Современные террористические группировки оказываются сильны, в особенности, идеологической составляющей своих программ и практики, умением эффективного пропагандистского воздействия, прежде всего, на молодежные аудитории, оказавшиеся в плену упрощенных, кажущихся убедительными радикальных лозунгов.
Более того, террористы продолжают совершенствовать и наращивать свое идеологическое и пропагандистское оснащение, наступательно и умело эксплуатируют в своих преступных целях неэффективность сотрудничества, а часто и разобщенность государств и общественных сил в противодействии террористическим и экстремистским идеям, в частности, пользуются отсутствием на национальном и международном уровнях скоординированных и действенных стратегий пресечения использования средств массовой информации, Интернета, неправительственных организаций, благотворительных фондов в террористических замыслах.

Международные террористические группировки – прежде всего те, которые входят в группировку «Аль-Каида», реально связаны с ней, но также и те, кто лишь используют ее «бренд» – достаточно успешно приспосабливаются к обстановке направленных против них силовых, правоохранительных и прочих действий государств, изыскивают и в этих условиях дополнительные источники для собственного боевого и организационного укрепления, рекрутирования новых сторонников и совершенствования агрессивного потенциала. Практически в любом из современных международных и внутренних конфликтов, в каждом из сколь либо значительных кризисов террористы целенаправленно ищут возможности для реализации своих глобальных преступных устремлений, продвижения человеконенавистнических идей, находят очередной “фронт” для противостояния цивилизованному мировому сообществу, для дестабилизации законной власти, провоцирования нетерпимости и хаоса, подрыва социального и экономического развития государств и целых регионов.

Противодействие терроризму в России

Российская Федерация одной из первых столкнулась с терроризмом в его современных и самых опасных формах, прежде всего на российском Северном Кавказе. Наша страна становилась жертвой жестоких террористических атак.
Справочно:
4, 8, 13 и 16 сентября 1999 г. в результате террористических подрывов жилых домов в городах Буйнакске, Волгодонске и Москве погибли 293 человека, ранено 510.
6 февраля 2004 г. в результате террористического акта в московском метро погибли 47 человек. 9 мая 2004 г., в святой для России и всех народов мира День Победы, террористы убили президента Чеченской Республики Ахмада Кадырова, стремясь таким образом нарушить процессы политического урегулирования и социально-экономического возрождения Республики. В ночь на 22 июня 2004 г. было совершено масштабное террористическое нападение на Ингушетию: погибли десятки людей – сотрудников МВД Республики и гражданских лиц. 21 августа 2004 г. террористической атаке подверглась столица Чеченской Республики – Грозный. Взрывы 24 августа 2004 г. на борту двух российских пассажирских самолетов явились делом рук террористов (погибли 87 пассажиров и членов экипажей). Вечером 31 августа 2004 г. террористка-смертница привела в действие взрывное устройство у входа на станцию московского метро, убив 10 и ранив десятки человек.
1-3 сентября 2004 г. произошли трагические события в североосетинском городе Беслан. Группа боевиков, в числе которых были и выходцы из иностранных государств, захватила в заложники свыше тысячи учащихся школы № 1 этого городка на юге России, их преподавателей и родителей, собравшихся на торжественное открытие учебного года. Не колеблясь, террористы сначала привели в действие установленные в помещениях школы взрывные устройства, а затем хладнокровно расстреливали пытавшихся спастись детей (погибло 157 детей, столько же взрослых).
13 октября 2005 г. террористы при поддержке местного бандитского подполья атаковали город Нальчик – только благодаря слаженным и эффективным действиям российских силовых структур удалось предотвратить более тяжелые последствия наглой террористической вылазки.
13 августа 2007 г. произошел взрыв, приведший к крушению пассажирского поезда, следовавшего по маршруту “Москва – Санкт-Петербург”. Возбуждено уголовное дело по статье 205 Уголовного Кодекса Российской Федерации (терроризм). Задержаны лица, подозреваемые в причастности к преступлению. Продолжаются мероприятия по расследованию данного теракта.

Подвергшись массированной атаке международного терроризма, Россия сделала для себя суровые выводы, предпринимает последовательные и решительные меры по обеспечению своей безопасности. Россия никому не позволит посягать на спокойную и достойную жизнь своих граждан в условиях свободы и демократии, будет и далее эффективно укреплять в этих целях единство страны и народа в борьбе с террористической угрозой. Меры по достижению этих целей осуществляются на основе Конституции Российской Федерации, законов, а отстаивать свои легитимные интересы в мире в рамках международного антитеррористического сотрудничества Россия будет, как и прежде, не через конфронтацию, а через равноправный диалог, взаимодействие и партнерство.

Кардинально выправить ситуацию с террористической опасностью на российской территории, практически ликвидировать ее источник на Северном Кавказе, вернуть Чеченскую Республику к законности, политической стабильности и социально-экономическому возрождению удалось ценою напряженных усилий центральных и местных властей Российской Федерации. Накопленный таким образом значительный опыт противодействия террористическим проявлениям нашел концентрированное воплощение в новом российском антитеррористическом законодательстве и нормативных актах, принятых в течение 2006 года.

10 марта 2006 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации “О противодействии терроризму”, который по-новому определил принципы, понятия, организационные и координационные механизмы противодействия терроризму. Так, впервые сформулировано определение терроризма как многостороннего явления, направленного на достижение отдельными лицами или группами лиц политических целей насильственными и преступными способами. Заложенная в текст закона формулировка следующая: «терроризм -идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действия».
Особое значение российская сторона придает указанию в данной формулировке на то, что терроризм является как насильственной преступной практикой, так и теорией.
Благодаря закону четкую структуру обрело и понятие “противодействие терроризму” – зафиксировано, что эта деятельность подразделяется на три основных направления: профилактика терроризма, борьба с ним, минимизация и ликвидация его последствий. При этом профилактика предполагает устранение условий, порождающих терроризм и позволяющих совершать террористические акты, а борьба с терроризмом представляет собой совокупность мероприятий, направленных на недопущение и пресечение конкретных террористических актов.
Новый закон включает в состав понятия “террористическая деятельность” такие важные составляющие, как подстрекательство к совершению террористического акта, а также распространение информации или материалов, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость ее осуществления.
Впервые в законе прописан конкретный правовой механизм, позволяющий привлекать Вооруженные Силы Российской Федерации для пресечения террористических актов, в том числе и за пределами территории Российской Федерации. В этом контексте установлено, что Президент Российской Федерации вправе принять решение об использовании подразделений специального назначения органов безопасности против находящихся за пределами территории Российской Федерации террористов и (или) их баз для устранения угрозы безопасности Российской Федерации.
Законом в принципе предусмотрено применение более жестких мер по пресечению террористических акций с использованием объектов воздушного, водного и морского транспорта.
На основе имеющегося у России практического опыта законом переработаны подходы к проведению контртеррористических операций (КТО), а также четко установлена персональная ответственность должностных лиц за принятие решений, связанных с осуществлением мер по пресечению террористического акта.

Предусматривается введение правового режима контртеррористической операции, в рамках которого допускается, в частности, удаление граждан с отдельных участков местности, введение режима контроля телефонных переговоров, приостановление оказания услуг связи физических и юридических лицам, временное отселение лиц, введение карантина и прочее.

Впервые в действующем законодательстве России предусмотрено денежное вознаграждение лицам, оказывающим содействие правоохранительным органам РФ в борьбе с терроризмом.

В целях эффективной реализации положений нового закона «О противодействии терроризму» дополнительно принят ряд нормативных документов, в частности, постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 662 «Об источниках финансирования выплат денежного вознаграждения за содействие борьбе с терроризмом», от 12 января 2007г. №6 – «Об утверждении правил осуществления реабилитации лиц, пострадавших в результате террористического акта, а также лиц, участвующих в борьбе с терроризмом» и от 6 июня 2007 г. № 352 – «О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму». В последнем документе регламентируется порядок применения оружия и боевой техники Вооруженными силами Российской Федерации для устранения угрозы террористических актов в воздушной сфере, во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности морского судоходства, в том числе в подводной среде, или для пресечения таких террористических актов, а также применение Вооруженными Силами Российской Федерации оружия, боевой техники и специальных средств при участии в проведении контртеррористической операции.

В целях приведения российского законодательства в соответствие с рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) в 2007 году в Российской Федерации приняты:

- Федеральный закон от 12 апреля 2007 г. № 51-ФЗ “О внесении изменений в статью 7 Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, устанавливающий единый подход к нормативно-правовому регулированию деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом;

- Федеральный закон от 28 ноября 2007 г. № 275-ФЗ “О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, направленный на совершенствование правового механизма противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, в том числе в части противодействия отмыванию коррупционных доходов;

- постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2007 г. № 743 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, содержащее дополнения к перечню организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и обязанных предоставлять информацию Росфинмониторингу.

По инициативе Национального антитеррористического комитета в сентябре 2006 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла постановление “Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территории субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа”. Амнистией воспользовались 546 участников бандподполья, которые отказались от противоправной деятельности и вернулись к мирной жизни. Под воздействием проведенных информационно-пропагандистских мероприятий еще 174 человека в течение года явились с повинной.

В целях создания механизма реализации положений Федерального закона “О противодействии терроризму” постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2008 г. № 105 утверждены Правила возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом. Согласно 20 статье Федерального закона “О противодействии терроризму”, к данным лицам относятся военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие борьбу с терроризмом; лица, содействующие на постоянно или временной основе федеральным органам исполнительной власти в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористических актов и минимизации их последствий; члены семей указанных лиц, если необходимость в обеспечении их защиты вызвана участием указанных лиц в борьбе с терроризмом.

В соответствии с требованиями Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма (подписана от имени Российской Федерации 17 ноября 2005 г. и первой Россией ратифицирована 20 апреля 2006 г.) и в целях повышения эффективности и согласованности правового регулирования отношений в области предупреждения терроризма в Российской Федерации Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» (№ 153-ФЗ от 27 июля 2006 г.) в законодательные акты Российской Федерации внесен комплекс взаимосвязанных изменений, касающихся, в частности, деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, а также уголовной ответственности за различные проявления терроризма.

Указанным законом, в частности, внесен ряд изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации: изменились редакции статей 205 (террористический акт) и 205.1 (содействие террористической деятельности), а также была введена отдельная статься 205.2 (публичные призывы к терроризму или публичное оправдание терроризма), предусматривающая уголовную ответственность за публичные призывы, которые бы формировали у широкого круга лиц убеждение о допустимости и необходимости осуществления террористической деятельности. Данные изменения обусловлены необходимостью выполнения требований, закрепленных как в Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма, так и в резолюции 1624 Совета Безопасности ООН. Важное значение имеет установление в примечании к статье 205.1 УК РФ понятия “финансирование терроризма”, соответствующего международному определению этого деяния.

Внесены изменения в Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 Г. № 2124-1 “О средствах массовой информации”, в части осуществления журналистской деятельности при проведении контртеррористической операции. Так, в целях недопущения утечки информации в интересах террористов установлено, что при проведении контртеррористической операции порядок сбора и получения информации журналистами определяется представителем оперативного штаба, осуществляющим управление операцией, запрещается распространение сведений о тактике проведения такой операции, спецсредствах и иной информации, которая может поставить под угрозу жизнь здоровье людей.

Кроме того, внесены изменения в законодательные акты, регулирующие деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, органов Федеральной службы безопасности, а также структур, ответственных за противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Определены параметры административной ответственности за нарушение правового режима контртеррористической операции.

В Уголовный кодекс Российской Федерации вводится новая глава 15.1, касающаяся конфискации имущества как меры уголовно-правового характера. В соответствии с новыми положениями, по судебному решению к лицу, осужденному за одно из преступлений террористического характера, может быть применена конфискация имущества. При этом конфискации подлежит не только имущество, непосредственно связанное с преступлением (доходы, средства, орудия и т.п.) или используемое для финансирования терроризма, организованной группы или незаконного вооруженного формирования, но и доходы от использования такого имущества. Такое нововведение призвано стать серьезным ударом по инфраструктуре терроризма, лишая его значительных источников материальной и финансовой подпитки.

Рядом статей Уголовно-процессуального кодекса отныне регламентирована процедура заочного осуждения лица, причастного к терроризму, и вынесения ему приговора. Российская сторона исходит из того, что такой приговор о признании лица виновным в совершении террористического акта или иного тяжкого преступления против интересов Российской Федерации или ее граждан повысит значимость российских запросов о выдаче осужденного, в случае, если это лицо находится вне пределов территории Российской Федерации.

В соответствии с российским законодательством, решением Верховного суда Российской Федерации организация может быть признана террористической и ее деятельность может быть запрещена на территории России. В соответствии с частью 5 статьи 24 Федерального закона “О противодействии терроризму” 14 июля 2006 г. издано Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1014-р, определяющее “Российскую газету” в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию единого федерального списка организаций, в том числе иностранных и международных, признанных судами Российской Федерации террористическими.

14 февраля 2003 г. Верховный Суд Российской Федерации признал террористическими пятнадцать организаций и запретил их деятельность на территории Российской Федерации”. 2 июня 2006 г. Верховный Суд Российской Федерации признал террористическими еще две группировки – “Джунд аш-Шам” (“Войско великой Сирии”) и “Исламский джихад” (“Джамаат моджахедов”), также запретив их деятельность на территории страны.

По инициативе ФСБ России создается открытый сегмент Международного банка данных по противодействию терроризму (МБД). Участие в МБД государств-партнеров позволит сформировать единую межгосударственную информационную систему обеспечения антитеррористической деятельности, проводить работу по выявлению законспирированных схем и каналов финансирования международных террористических структур. Одной из задач, которую призван решить МБД, является противодействие идеологии терроризма, для чего в рамках банка создан соответствующий раздел.

В Российской Федерации последовательно осуществляются меры и в смежной с противодействием терроризму сфере повышения эффективности борьбы с экстремизмом, на что и направлено принятие федеральных законов от 10 мая 2007 г. № 71-ФЗ “О внесении изменений в статью 13 Федерального закона “О противодействии экстремистской деятельности”, которым для правоприменителей во многом упрощается процедура признания материалов экстремистскими и изъятия их из гражданского оборота, и от 24 июля 2007 г. № 211-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму”. Последним федеральным законом ряд статьей УК РФ дополнен квалифицирующими признаками, предусматривающими совершение преступлений по мотиву идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотиву ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Немаловажное значение имеет принятие Федерального закона от 10 мая 2007 г. № 70-ФЗ “О внесении изменений в статьи 214 и 244 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”. Статья 214 “Вандализм” УК РФ, отнесенная к преступлениям экстремистской направленности, дополнена второй частью и квалифицирующими признаками “группой лиц”, “по мотиву идеологической, политической, национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды” с санкцией, предусматривающей лишение свободы сроком до трех лет. Федеральным законом увеличена уголовная ответственность с трех до пяти лет лишения свободы за совершение преступлений экстремистской направленности, связанных с надругательством над телами умерших и местами их захоронений (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен нормами, устанавливающими ответственность “за изготовление, сбыт или приобретение в целях сбыта нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения).

Динамика террористической активности в Российской Федерации в последние годы характеризуется тенденцией к понижению по сравнению с предыдущим периодом, прежде всего, с 1990-ми годами и началом 2000-х, что обусловлено, в первую очередь, возросшей результативностью проводимых российскими властями антитеррористических мероприятий, укрепившимися настроениями полного отторжения терроризма в российском обществе. Анализ функционирования в России новой системы противодействия террористическим угрозам показал, что антитеррористическая работа на российской территории в большей степени стала носить упреждающий характер, направленный на прогнозирование, выявление и эффективное предотвращение террористических проявлений.

В целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму и создания механизма реализации Федерального закона «О противодействии терроризму» издан Указ Президента Российской Федерации № 116 от 15 февраля 2006 г. «О мерах по противодействию терроризму», предусматривающий образование Национального антитеррористического комитета (НАК), возглавляемого Председателем, которым по должности является Директор ФСБ России.

На Комитет возложены задачи по комплексному противодействию терроризму, включая подготовку предложений по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, координацию деятельности министерств и ведомств, силовых структур, органов власти и управления, мониторинг и устранение причин и условий, способствующих распространению терроризма, а также участие в международном сотрудничестве в данной области.

В составе НАК для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов в интересах борьбы с терроризмом, а также для управления ‘контртеррористическими операциями образован Федеральный оперативный штаб (ФОШ). Для координации усилий территориальных структур различных министерств и ведомств непосредственно в субъектах Российской Федерации созданы антитеррористические комиссии (АТК) и оперативные штабы (ОШ). Соответственно, на АТК возложены задачи по координации профилактической работы в сфере противодействия терроризму, а на ОШ – координация деятельности силовых структур по предупреждению, выявлению и пресечению террористических актов.

В рамках реализации Глобальной инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма (далее – ГИБАЯТ) на национальном уровне принято постановление Правительства Российской Федерации от 19 июля 2007 г. № 456 “Об утверждении правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов”, которое регламентирует административный режим и охранные меры на данных объектах.

В июне 2007 года Правительством Российской Федерации утвержден Федеральный план повышения защищенности критически важных объектов Российской Федерации от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, который предусматривает дальнейшее совершенствование мер по защите ядерных объектов от диверсионно-террористических актов.

Решением Национального антитеррористического комитета (далее – Комитет) утверждены меры по формированию и поэтапному развертыванию системы инструментального контроля за перемещением ядерных материалов и радиоактивных веществ.

В апреле 2007 года на заседании Комитета одобрен проект Концепции государственной системы реагирования на террористические угрозы, которой предполагается установить пять уровней террористической опасности в стране. В первом полугодии 2008 года планируется внести соответствующие изменения в действующее законодательство направленные на закрепление механизма правового регулирования этой деятельности.

Для противодействия террористическим проявлениям в отношении российских граждан и учреждений за рубежом по решению Комитета образованы кризисные штабы в 148 посольствах Российской Федерации, создается ситуационно-кризисный центр МИД России.

Участие Российской Федерации в международном антитеррористическом сотрудничестве

Россия убеждена в том, что должный ответ мирового сообщества на вызов терроризма может быть обеспечен только на основе и при строгом соблюдении принципов и норм международного права, в первую очередь Устава Организации Объединенных Наций. Центральная координирующая роль ООН в организации коллективного международного отпора терроризму должна соблюдаться и укрепляться.

Россия удовлетворена тем, что ООН продолжает убедительно демонстрировать свою способность выполнять такую важнейшую роль. Яркой тому демонстрацией стало принятие в октябре 2006 года Генеральной Ассамблеей ООН Глобальной контртеррористической стратегии – развернутого плана совместных практических усилий мирового сообщества по отражению террористических угроз. Огромное преимущество Стратегии – она содержит согласованные позиции всех государств по широкому кругу аспектов антитеррора. Документ, в частности, призывает государства воздержаться от организации, подстрекательства, поощрения террористических актов, от предоставления территории для размещения террористических объектов или тренировочных центров для подготовки и организации терактов, направленных против других государств или их граждан. Стратегия содержит ясное указание на то, что меры по борьбе с терроризмом и защите прав человека являются целями, которые не противоречат, а дополняют и взаимно подкрепляют друг друга. В документе объективно делается акцент на одно из важнейших направлений взаимодействия государств – противодействие террористическим проявлениям в сети Интернет, активизацию усилий государств в борьбе с этим новым, динамично развивающимся преступным явлением.

Отрадно видеть, что в Стратегии нашли отражение продвигаемые Россией на протяжении многих лет инициативы о противодействии террористической идеологии, запрете подстрекательства к совершению террористических преступлений. Это – важная составляющая антитеррористических мер, предпринимаемых мировым сообществом в целях превенции терроризма, пресечения его апологетики. Примечательно, что учтены и такие поддерживаемые Россией идеи, как подключение гражданского общества, в частности делового мира, к борьбе с терроризмом, поощрение межцивилизационного диалога, укрепление культуры мира, религиозной терпимости.

Стратегия закладывает мощный потенциал для наращивания усилий международного сообщества в борьбе с терроризмом, укрепляет многосторонний характер антитеррористической действий государств. Не менее значимое достоинство документа -нацеленность на повышение национального антитеррористического потенциала.

В декабре 2007 года на заседании Национального антитеррористического комитета утвержден комплекс дополнительных мер, направленных на противодействие терроризму в Российской Федерации, в рамках реализации требований Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций. Данным документом, в частности, предусматривается завершить внутригосударственные процедуры, необходимые для подписания и ратификации Российской Федерацией Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма от 16 мая 2005 г.

Россия выступает за последовательное и эффективное выполнение Глобальной контртеррористической стратегии и готова предпринимать в этих целях все необходимые, в том числе инициативные шаги.

Российская Федерация придает приоритетное значение универсализации участия государств в основных глобальных антитеррористических международно-правовых инструментах, подписала и ратифицировала все 13 таких документов. Последний из них -Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения – был ратифицирован Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 201-ФЗ.

В числе указанных договоров рассматриваем в качестве документа особого значения принятую Генеральной Ассамблеей ООН консенсусом 13 апреля 2005 г. Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма (МКБАЯТ, ратифицирована Россией 2 октября 2006 г., вступила в силу в июле 2007 г.). Удовлетворены столь успешным завершением инициированной Россией напряженной и многолетней работы в интересах укрепления международного сотрудничества в предотвращении ядерного терроризма. В результате впервые антитеррористическая конвенция выработана “на упреждение”, то есть, до совершения террористических актов с использованием ядерного материала и других радиоактивных веществ. Речь идет о первом универсальном договоре, направленном на предотвращение террористических актов массового поражения.

Принятие Конвенции создает прочную основу для международного взаимодействия в области борьбы с терроризмом и противодействия распространению ОМУ. Положения нового правового документа обеспечивают антитеррористическую защиту как мирного, так и военного атома, нацелены на пресечение терактов с использованием самодельных ядерных устройств, предусматривает неотвратимость ответственности лиц, виновных в совершении актов ядерного терроризма на основе принципа “либо выдай, либо суди”. Конвенция закладывает механизм возвращения похищенных радиоактивных материалов, ядерных устройств и веществ.

Исходим при этом из того, что заключение уникального договора – лишь начало пути: предстоит большая работа по содействию присоединению к нему наибольшего количества государств и; главное, его универсальное и полное выполнение государствами. В этом плане весьма удовлетворены, что МКБАЯТ явился важной основой для практической межгосударственной работы в интересах предотвращения актов ядерного терроризма в рамках новой международной Глобальной инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма (ГИБАЯТ), выдвинутой совместно Президентами России и США в июле 2006 года и активно собирающей теперь все новых сторонников. На настоящий момент к ГИБАЯТ уже присоединились 66 государств, и есть основания рассчитывать на дальнейший рост числа сторонников инициативы, нацеленной на мобилизацию как можно более широкого круга стран на выполнение своих обязательств, вытекающих как из МКБАЯТ, так и из стратегически важной резолюции СБ ООН 1540 и ряда других международно-правовых инструментов, касающихся недопущения попадания в руки террористов ядерных материалов. Основные направления реализации инициативы – обеспечение неотвратимости ответственности террористов и укрепление в этих целях соответствующих законодательств, совершенствование систем учета, контроля и физической защиты ядерных материалов и объектов, возможностей по обнаружению и предотвращению незаконного оборота таких материалов, развитие сотрудничества в разработке технических средств для противодействия ядерному терроризму, и в случае необходимости для реагирования и ликвидации последствий актов ядерного терроризма. Инициатива не касается вопросов обеспечения сохранности ядерного оружия, военных ядерных материалов и объектов. Все сотрудничество в рамках ГИБАЯТ осуществляется в соответствии с международным правом и национальным законодательством, добровольно, на основе самостоятельной ответственности каждого государства за шаги, предпринимаемые в рамках своей юрисдикции.

В России убеждены, что совместные и целенаправленные усилия государств по расширению и укреплению международно-правовых рамок антитеррористического сотрудничества должны быть продолжены и активизированы. Прежде всего, в интересах скорейшего завершения согласования в ООН проекта Всеобъемлющей конвенции о международном терроризме (ВКМТ).

Ключевым антитеррористическим решением ООН, существенно расширяющим рамки и возможности международного взаимодействия в целях пресечения и предупреждения терроризма, Россия считает резолюцию 1624 СБ ООН от 14 сентября 2005 г., принятую в рамках юбилейного Саммита-2005, на встрече в верхах Совета Безопасности ООН. Резолюция своевременно и эффективно поставила во главу угла международного антитеррористического сотрудничества задачу противодействия идеологии терроризма, пресечение подстрекательства к совершению террористических актов, борьбу с пропагандой и прославлением терроризма, развитие в этих целях межцивилизационного и межкультурного диалога.

Стержневое положение новой резолюции – законодательный запрет подстрекательства к совершению террористических актов. Более того, резолюция призывает государства предотвращать такое поведение на своей территории и отказывать в предоставлении убежища лицам, в отношении которых имеется достоверная информация об их причастности к такому подстрекательству. Отмечаем важные позиции резолюции о роли в борьбе с террористической идеологией гражданского общества, систем образования, СМИ, деловых кругов, и пр., об обязательности выдачи виновных в подстрекательстве к терроризму, о приоритетности защиты права человека на жизнь. Чрезвычайно важно, чтобы тематика, охваченная в резолюции, оставалась постоянным компонентом антитеррористического диалога не только в многостороннем, но и в двустороннем формате.

Исходим из того, что максимально полное воплощение положений резолюции во внутреннем законодательстве способно будет поставить серьезный заслон на пути тех, кто пытается предоставлять трибуну СМИ лицам, подстрекающим к терроризму, к насилию, существенно сузит возможности для применения государствами “двойных стандартов”, допускающими использование террористами СМИ, в том числе в случаях, напрямую касающихся интересов безопасности России.

Важнейшим событием в рамках международного, европейского антитеррористического сотрудничества, укрепления его международно-правовой базы Россия рассматривает разработку и принятие в 2005 году Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма – прообраза, по сути, упомянутой выше резолюции 1624 СБ ООН. Россия, принявшая самое активное участие в разработке Конвенции, первой ее ратифицировала.

Конвенция – это первый международный договор, формирующий солидные правовые основы предупреждения терроризма, в том числе борьбы с его идеологией. Ее основная цель – активизировать усилия государств, направленные на предотвращение терроризма и его негативного воздействия на полное осуществление прав человека, прежде всего, права на жизнь. Новелла Конвенции – признание уголовными преступлениями трех ключевых составов: публичного подстрекательства к совершению террористических преступлений, подготовки террористов и их вербовки. Особое значение, по мнению России, имеет статья о криминализации публичного подстрекательства к терроризму, направленная на пресечение доступа террористов и их спонсоров к общественным трибунам, к СМИ, Интернету, закрытие террористических веб-сайтов.

Особую важность имеет то, что предотвращение терроризма, согласно Конвенции Совета Европы, охватывает также и меры в сфере образования, культуры, задействование в этих целях потенциала СМИ, неправительственных организаций, гражданского общества в целом. Отдельного внимания заслуживают положения Конвенции, ориентирующие на укрепление национальной политики в области предупреждения терроризма, в частности, направленные на улучшение просвещения общественности в отношении причин, тяжести и опасности террористических преступлений, поощрение терпимости, межрелигиозного и межкультурного диалога в целях предупреждения совершения таких преступлений.

Конвенция правильно и своевременно нацеливает на широкое международное сотрудничество в интересах обеспечения неотвратимости ответственности преступников.

Особая ценность Конвенции заключается в том, что она открыта для подписания всеми государствами.

Россия приветствовала вступление Конвенции в силу 1 июня 2007 г. и рассчитывает на активное присоединение к этому документу зарубежных партнеров и полное выполнение государствами участниками его новаторских положений, стратегически важных для успеха международных антитеррористических усилий.

Россия последовательный сторонник того, чтобы борьба с международным терроризмом оставалась одним из стратегических приоритетов “Группы восьми”. Считаем, что выполнению данной задачи эффективно содействовали результаты российского председательства в “Группе восьми” в 2006 году: обеспечен солидный антитеррористический компонент саммиту в Санкт-Петербурге, встреча лидеров вышла на принятие весомых, насыщенных документов по актуальной проблематике антитеррора. Высокой оценки заслуживают “Декларация саммита «Группы восьми» о борьбе с терроризмом” и “Заявление «Группы восьми» об укреплении программы ООН по борьбе с терроризмом”.

В декларации намечены двенадцать специальных направлений профильного сотрудничества “восьмерки” по искоренению терроризма, в частности, совершенствование законодательства и обеспечение имплементации антитеррористических правовых инструментов, предотвращение ОМУ-терроризма, противодействие финансированию терроризма, положения о борьбе с террористической пропагандой, в т.ч. в киберпространстве и об обеспечении неотвратимости ответственности как самих террористов, так и их спонсоров и вдохновителей. Декларация стала первым в истории документом “восьмерки”, содержащим осуждение терроризма с использованием террористов-смертников.

Заявление лидеров отражает качественно новый шаг к большей солидарности “восьмерки” на ооновской площадке. Документ содержит общее понимание “Группы восьми” относительно того, что ООН является единственной организацией, способной обеспечивать достижение универсального согласия в осуждении терроризма. Особо и своевременно обозначенная в Заявлении проблема – необходимость обеспечения универсального выполнения антитеррористических резолюций Совета Безопасности ООН.

Российское председательство выдвинуло в 2006 году новаторскую инициативу в пользу укрепления антитеррористического партнерства государств и бизнеса, поддержанную партнерами по «Группе восьми» и авторитетными представителями делового мира. Итоговая встреча в рамках данной инициативы – первый Глобальный форум по партнерству государств и бизнеса в противодействии терроризму (Москва, ноябрь 2006 года) – принял Стратегию антитеррористического партнерства государств и бизнеса, закладывающую политические и организационные рамки процесса международного антитеррористического сотрудничества с участием государственных структур и частных компаний. Российская сторона намерена продолжить ведущую роль в продвижении инициативы, в том числе и в форматах, выходящих за границы “восьмерки”. 21 ноября 2007 года в Москве проведена Международная конференция по партнерству государств и бизнеса в противодействии терроризму.

Убеждены, что антитеррористические наработки, обеспеченные под эгидой российского председательства в «Группе восьми», создали дополнительные условия для эффективного антитеррористического сотрудничества в форматах «восьмерки», для сохранения ее лидирующих позиций в международном антитеррористическом взаимодействии в период немецкого и нынешнего японского председательств.

Россия уделяет первостепенное внимание взаимодействию на антитеррористическом направлении с ведущими международными и региональными объединениями, в частности европейскими.

В Москве рассматривают борьбу с терроризмом в качестве одного из “краеугольных камней” сотрудничества в формате Россия – ЕС, важного элемента создаваемых общих для России и ЕС пространств в сфере внешней и внутренней безопасности.

Россия исходит из того, что существенная роль в противодействии терроризму принадлежит Совету Европы, который обладает богатым опытом успешного сближения норм национальных законодательств и правоприменительных процедур. В преломлении к целям антитеррора задача-максимум – создание в географических границах государств-членов Совета единого антитеррористического правоохранительного пространства. Исходим из того, что председательство России в Комитете министров Совета Европы (КМСЕ) в мае – ноябре 2006 г. внесло существенный вклад в выполнение данной задачи.

В целом, в России удовлетворены эффективностью взаимодействия по проблематике антитеррора, ведущегося по линии отношений с НАТО, в частности, в рамках Совета Россия-НАТО (СРН).

Россия считает, что работа на антитеррористическом направлении должна занимать первостепенное место в деятельности ОБСЕ. Большой набор принятых на министерских мероприятиях Организации решений и обязательств создает для этого необходимые и весьма добротные рамки. ОБСЕ удается занять собственную «нишу» в антитеррористическом “разделении труда”, связанную, прежде всего, с практической составляющей антитеррора.

Россия считает исключительно важным укрепление регионального антитеррористического сотрудничества, в первую очередь в рамках СНГ, ОДКБ и ШОС.

Выработанные в рамках Содружества независимых государств (СНГ) базовые антитеррористические документы способны быть прочным фундаментом для наращивания совместных эффективных усилий в борьбе с терроризмом. Речь идет, в первую очередь, о Договоре о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом 1999 г., Договоре о порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территории государств-участников СНГ 1999 г., Протоколе об утверждении Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-участников СНГ 2002 г. Россия рассматривает антитеррористическое взаимодействие в СНГ в качестве неотъемлемой части общемировых усилий по противодействию терроризму.

В октябре 2007 года на заседании Совета глав государств-участников СНГ в г. Душанбе подписан Договор государств-участников СНГ о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, а также принята Программа сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2008-2010 годы. На 23-м заседании Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ в октябре 2007 года в г. Кишиневе одобрен проект Концепции сотрудничества органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ в сфере информационного противодействия терроризму и иным насильственным проявлениям экстремизма.

Россия высоко ценит работу Антитеррористического центра СНГ (создан в июне 2000 г.), успешно координирующего антитеррористические усилия компетентных органов государств-членов Содружества, ведущего высококвалифицированную информационно-аналитическую работу. На момент создания АТЦ аналогичных международных структур практически не существовало. Сейчас же именно этот формат регионального взаимодействия компетентных органов повсеместно в мире признается оптимальным и наиболее эффективным.

Россия рассматривает Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) в качестве новой и весомой геополитической реальности, все более ценного и активного участника международной антитеррористической коалиции. Удовлетворены функционированием Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС – механизма эффективной информационно-аналитической работы и координации деятельности компетентных ведомств государств-членов ШОС.

Россия выступает за все более значимое участие Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в антитеррористическом взаимодействии и ведет активную работу в целях обеспечения Организации необходимым оперативным и политическим инструментарием. ОДКБ на деле доказывает способность адаптироваться к быстро меняющейся геополитической обстановке в мире, целенаправленно встраивается в систему международных отношений, усиливает потенциал своего воздействия на ситуацию в регионе, наращивает усилия в решении задач коллективного противодействия терроризму, другим угрозам безопасности государств-членов.

Российская Федерация в целях практической отработки механизмов борьбы с террористической угрозой, закрепленных в документах СНГ, ШОС и ОДКБ, регулярно организует и участвует в международных антитеррористических учениях по линии указанных организаций. В 2007 году НАК совместно с коллегами из Казахстана, Киргизии и Китая организовал такие крупные антитеррористические учения, как “Байконур-Антитеррор-2007″, “Иссык-Куль-Антитеррор-2007″, “Мирная миссия-2007″ и “Транзит-2007″. Российская сторона убеждена, что подобные мероприятия эффективно способствуют укреплению единства международного сообщества в борьбе с терроризмом.

Россия все активнее подключается к антитеррористическому сотрудничеству в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в первую очередь по линии своего участия в деятельности форума Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сотрудничества (АТЭС), Регионального форума АСЕАН (АРФ), в рамках диалоговых взаимоотношений с АСЕАН, Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ).

Россия весьма ценит двусторонний формат антитеррористического взаимодействия с ведущими зарубежными государствами. Именно такой формат обмена мнениями и сотрудничества зачастую является оптимальным в вопросах борьбы с терроризмом, позволяет приводить позиции сторон к существенно большему “общему знаменателю”, создает условия для оперативного и открытого обсуждения и реализации проектов сотрудничества. Двусторонние наработки в дальнейшем часто служат хорошей базой для совместных инициатив в многосторонних форматах, в том числе в интересах совершенствования международного сотрудничества.

Механизмами развития взаимодействия государств в борьбе с международным терроризмом на двустороннем уровне стало формирование рабочих групп по борьбе с терроризмом.