Современное состояние проблемы Палестины

By admin

А.О. Колобов

Современное состояние проблемы Палестины, позиции заинтересованных сторон и специфика переговорного процесса в рамках арабо-израильского урегулирования

1. Современное состояние проблемы Палестины
Ухудшение палестино-израильских отношений1, новая интифада, начавшаяся в 2000 г.2, распространившийся по всей Святой земле террор3 буквально заставили мировое сообщество активировать усилия в рамках ближневосточного урегулирования4.При этом США и их союзники резко активизировались в регионе после трагических событий 11 сентября 2001 и начала войны в Ираке5, а военные операции израильской армии, проводимые регулярно с осени 2002 в Секторе Газа, фактически спровоцировали новый виток насилия, сопровождающийся, в свою очередь, масштабным сетевым противодействием радикальных исламистских группировок, (в особенности, «Аль-Каиды») непосредственно на Ближнем Востоке и за его пределами6.

В июне 2002 г. президент США Дж. Буш-мл. вынужден был выступить с предложениями об окончательном урегулировании арабо-израильского конфликта7. «Четверка» (квартет) международных посредников в составе США, России, ЕС и ООН сразу же поддержала американскую инициативу, разработав в ходе многочисленных встреч на уровне спецпредставителей и министров иностранных дел указанных государств с привлечением министров Египта, Иордании, Саудовской Аравии, развернутый поэтапный план решения палестинской проблемы, получивший названия «Дорожная карта», целью которого было показать маршрут, способный привести к мирному сосуществованию израильтян и палестинцев8.

План «Дорожная карта», представлял:
– прекращения (до 31 июня 2003 г.) террора и насилия с обеих сторон, вывод израильских войск на позиции до начала интифады, приостановление поселенческой деятельности на палестинских территориях, проведение в Палестинской национальной автономии (ПНА) политических реформ (включая разработку Конституции и проведение свободных выборов); создание (до декабря 2003 г.) независимого Палестинского государства с временными границами и атрибутами, но основанного на новой Конституции, проведение демократических выборов на территории ПНА, созыв международной конференции для поддержания палестинской экономики, начало процесса включения новой страны в число членов ООН;
– стабилизация (в 2004–2005 гг.) всех палестинских структур власти, установление постоянного статуса Палестины, решение вопросов об окончательных границах Палестинского государства, палестинских беженцах, израильских поселениях, статуса Иерусалима, нормализация отношений Израиля с Сирией, Ливаном и другими арабскими странами, созыв второй международной конференции по Ближнему Востоку и в итоге образование эффективной системы безопасности для всех государств региона в общем контексте арабо-израильского урегулирования9.

Ему не суждено было сбыться, хотя в декабре 2003 г. израильский представитель Иоси Бейли и бывший министр информации ПНА Ясир Абез Раббо заявили в Женеве (Швейцария) о достигнутой договоренности пересмотра концепции всей «дорожной карты» с целью ее практического воплощения в жизнь10. При этом И. Бейли и Я. Раббо подчеркивали, что именно на основании достигнутого соглашения заниматься строительством мира и безопасности на Ближнем Востоке в целом11.

Палестинцы, впрочем, сочли необходимым фактически отказаться от своего права на возвращение в обмен на почти всю территорию Западного берега. Израиль, в свою очередь, вынужден был незамедлительно демонтировать некоторые из своих крупных поселений (Ариель, в частности), но взамен за эту землю отдать палестинцам часть своей. Кроме того, палестинцы получили бы в полном соответствии с достигнутыми договоренностями право называть восточный Иерусалим своей территорией, а израильтянам остался бы суверенитет над Стеной Плача в старом Городе12.

Другая неформальная договоренность была достигнута между бывшим главой израильской службы контрразведки «Шин Бейт» Ами Аялоном и бывшим представителем ООП в Иерусалиме Сари Нусейбехом. Она предполагала возвращение к границам 1967 года, открытый статус Иерусалима и отказ палестинцев от претензий на право возвращения в дома, оставленные с созданием Израиля в 1948 году.

Территориальные палестинско-израильские споры, впрочем, оказались неразделимы со многими политическими обстоятельствами, наиважнейшим из которых явился фактор ХАМАСа, означавший приход к власти в ПНА исламских радикалов13.

«Едва ли не единственным конкретным результатом реализации “Дорожной карты” до настоящего времени, – отмечает известный израильский исследователь А. Эпштейн, – стал приход к власти в Палестинской национальной автономии экстремистского исламского движения ХАМАС. Как следствие кардинальным образом изменилась вся система палестинско-израильских отношений. Именно “Дорожная карта” требовала от палестинцев как можно скорее в контексте открытого обсуждения и прозрачного отбора кандидатов в ходе свободного многопартийного процесса провести открытые и честные выборы. В результате частичной реализации этого документа к власти в Палестинской администрации пришли силы, не признающие само право государства Израиль на существование в каких бы то ни было границах, а весь переговорный процесс оказался отброшен на десятилетия назад, в эпоху, предшествующую не только соглашениям Осло (1993), но и Мадридской конференции (1991)»14.

ХАМАС действительно стал камнем преткновения на зигзагообразном пути ближневосточного урегулирования, но в силу того, что сам мирный процесс в регионе оказался несовершенным и спекулятивным по вине Израиля и его влиятельных союзников15.

Авторитет данной радикальной исламской организации значительно возрос в раздираемом противоречиями арабском мире именно тогда, когда давление на него со стороны Запада в целом стало наиболее мощным, а положение палестинцев – особенно сложным16.

Движение исламского сопротивления «Харакят аль-Мукаума аль-Исламия – ХАМАС» было основано шейхом Ахмедом Ясином 14 декабря 1987 г., вобрав в себя членов двух группировок, действовавших в Секторе Газа, официально зарегистрированных как культурно-просветительские, занимающиеся благотворительностью организации: «Крыло Братьев мусульман Западного берега реки Иордан и Сектора Газа» и «Исламский Джихад – Палестина»17. Примечательно, что Израиль долгое время оказывал данным палестинским общественно-политическим объединениям поддержку, видя в этих структурах противовес влиянию ООП18.

Идеологической основой деятельности ХАМАС является Исламская хартия, в которой изложены не только принципы борьбы с Израилем, но и положения о противодействии ООП, с особым акцентом на развертывании всеобщего джихада, т.е. вооруженной борьбы для возвращения оккупированных территорий19.

«Наша арабская и исламская нация, – подчеркивалось в заявлении верховного наставника братьев-мусульман, Мухаммеда Хамида Абу-аль-Насра, в июне 1991 г. – переживает один из наихудших периодов своего исторического развития на протяжении многих веков. Этот крайне сложный период находит свое отражение в деле освобождения Палестины, воплощаясь в отвратительном пораженческом подходе к этой ключевой для нашей нации проблеме. Наиболее опасными чертами этого периода является лихорадочное коллективное палестино-арабо-исламское устремление к любому ликвидаторскому урегулированию, сводящему на нет саму проблему и роль палестинского народа под предлогом установления мира в регионе. Весьма редко слышны разумные голоса, которые, по милости Аллаха, пытаются остановить капитулянтский потоп, захлестнувший арабские и исламские режимы, организации и партии, которые в течение длительного времени размахивали лозунгами освобождения, единства и борьбы.

На этой опасной стадии возрастает значение и грандиозность задач, бремя которых ложится на те оппозиционные силы, кто отвергает это страшное бедствие, кого определенные силы в мире пытаются изолировать от их реалий, их народов, ослабить существующие связи с массами. Цель этого заключается в подготовке удара по здоровым силам и их уничтожении, чтобы беспрепятственно претворять в жизнь свои замыслы, но «они хитры и Аллах хитр, но Аллах хитрее всех»20.

В официальном документе ХАМАС, составленном 24 мая 2004 г., опять-таки оказалась особо подчеркнутой необходимость развертывания вооруженной борьбы с израильтянами, исходя из законного права палестинцев на сопротивление оккупантам повсеместно, а не только в Секторе Газа21.

Основные принципы ХАМАС в отношении последнего были определены как:
– поддержка права участвовать в текущих делах во всех областях жизни;
– защита палестинского народа от агрессии сионистов, поддержка вооруженной борьбы к гражданской войне;
– выдвижение на первый план моральной чистоты судебной системы и государственного судебного преследования при полной независимости и применимости этого закона для всех;
– сохранение единства «палестинской улицы» против раскола, который привел бы к гражданской войне;
– поддержка права нашего народа на вооруженную борьбу против оккупации до тех пор, пока она существует и пока не восстановлены все права палестинцев, не освобожден Иерусалим и не восстановлено право на возвращение беженцев, не освобождены заключенные и не ликвидированы еврейские поселения;
– пересмотр гражданско-административной структуры в Секторе Газа на основе профессионального подхода;
– преследование коллаборационистов и коррупционеров, передача их дел суду;
– проведение административной и финансовой реформы и устранение коррупции;
– укрепление национального единства и устранение подрывных элементов; защита права палестинского гражданина на политическую, социальную и физическую безопасность и права на получение пищи;
– защита политических свобод и гражданских прав, политического плюрализма и права на свободу собраний, мыслей, высказываний, на свободу прессы и безопасности журналистов;
– укрепление принципа свободных и справедливых выборов в парламент, местные органы власти или профессиональные союзы;
– защита общественных организаций, благотворительных учреждений, ассоциаций, образовательных учреждении и других органов;
– поддержание культурного диалога и взаимного уважения22.

Конкретные предложения ХАМАС руководству ПНА предусматривали:
– рассмотрение размежевания как части единого плана сионистов, с акцентом на отношении к их уходу из Сектора Газы;
– вывод войск и эвакуацию поселений как важное достижение палестинского народа, его интифады и вооруженной борьбы как результат его жертвенных действий, что еще раз подтверждает готовность, правильность, ценность использования вооруженной борьбы для достижения политических целей;
– размежевание как достижение палестинского народа и интифады с учетом тех жертв, которые он принес;
– отклонение подписания любого соглашения палестинцев с врагом, при котором враг получает политические и иные гарантии безопасности за счет палестинцев и их борьбы, и безоговорочное прекращение оккупации;
– размежевание, не отменяющее и не откладывающее осуществление долгосрочного плана вооруженной борьбы вплоть до возвращения всех палестинских земель, возвращения беженцев и восстановления всех их прав.
– подход к палестинской проблеме на основе единой земли и народа, подразумевающий единство Сектора Газа и Западного берега;
– размежевание (если оно состоится) как важный элемент развития, требующий сохранения принципов ХАМАС через конкретную деятельность, с целью создания новой политической ситуации и участия в управлении и руководстве для сохранения достижений палестинского народа при саботировании политических и других решении автономии по управлению Сектором Газа (если они идут вразрез с принципами ХАМАС)23.
– уход от внутренних конфликтов, соблюдение принципа солидарной ответственности (чтобы предотвратить внутрипалестинскую борьбу и чтобы национальные достижения не стали национальным бедствием), приоритет единства палестинского народа и его особых обязательств через национальное согласие, основанное на общих принципах и интересах;
– размежевание – частичное или полное, реально влияющее на позицию палестинского движения сопротивления в целом24.

Слова данной влиятельной палестинской организации никогда не расходились с делами, а последние привели вскоре к большому политическому успеху, выражавшемуся не только в приходе к власти ХАМАС в самой автономии, но и в растущем воздействии именно палестинских исламских радикалов на ход событий во всем ближневосточном регионе25.

Принимая во внимание именно данное обстоятельство, правительство Израиля во главе с А. Шароном вынуждено было в одностороннем порядке уйти из Газы и даже возвести защитный барьер, отделяющий израильтян от палестинцев26.

Новый кабинет Э. Ольмерта, избранного в связи с тяжелым инсультом Шарона, планировал уход из некоторых районов Западного берега, однако из-за войны с «Хизбаллой» летом 2006 года эти планы пришлось отложить27.

Палестинское правительство до сих пор фактически остается подконтрольным группировке ХАМАС, продолжающей не признавать право Израиля на существование, постоянно объявляющей об отказе от насильственных методов ведения борьбы и не признающей никаких ранее достигнутых палестино-израильских соглашений28.

Кроме того, ХАМАС развернул и продолжает вести ожесточенную борьбу за власть с движением ФАТХ, возглавляемым сейчас председателем ПНА М. Аббасом, которому эта роль перешла после смерти Я. Арафата29.

Недавние события в Палестине не только изменили ситуацию в палестинской администрации, но и отразились на всем процессе ближневосточного урегулирования. Сломив сопротивление ФАТХ, ХАМАС установил полный контроль над Сектором Газа. Президент Палестинской автономии Махмуд Аббас создал новое правительство без участия представителей ХАМАС. Однако его власть практически распространяется только на Западный берег30.

Тем не менее, большинство арабских государств продолжают ориентироваться на ФАТХ и М. Аббаса, хотя их позиции трудно назвать совершенно идентичными. Сирия и Иран, который не является арабской страной, но значительно усилил свое влияние во всем ближневосточном регионе, несомненно, не только симпатизируют, но и поддерживают в той или иной степени ХАМАС. Что же касается такой важной страны для исламского мира, как Саудовская Аравия, то последняя пытается балансировать между обеими палестинскими организациями, но, по мнению ряда экспертов, ей значительно ближе ХАМАС, ибо в нынешнем ФАТХ все еще заметны социалистические и националистические тенденции, плохо сочетающиеся с новой исламской идеологией31.

Таким образом, на сегодняшний день положение в ПНА остается чрезвычайно сложным. Это вызвано, прежде всего, продолжающимися силовыми действиями Израиля, крайней запутанностью дел в рамках всеобщего ближневосточного урегулирования и, конечно же, отсутствием всяческих оснований для национального примирения палестинцев в целом,32 которому сильно мешает отсутствие настоящей заинтересованности США и Израиля в разрешении конфликта между ХАМАС и ФАТХ33. При этом ФАТХ контролирует Западный берег реки Иордан, ХАМАС – Сектор Газа. Кроме того, наряду с данными объединениями в ПНА34, существуют и многие другие вооруженные группировки, номинально являющиеся союзниками той или другой стороны, но зачастую, действующие самостоятельно35. Таковыми являются, например, «Исламский джихад» – союзник ХАМАС и «Бригада мучеников Аль-Аксы» – союзник ФАТХ. В то же время продолжается противостояние ХАМАС с израильскими властями, а «Бригады Из ид-Дина Аль Касама» и «Исламский Джихад», не говоря уже о «Бригадах мучеников Аль-Аксы» периодически обстреливают территорию Израиля, тогда как израильская армия проводит регулярные рейды и «зачистки» населенных пунктов, где действуют боевики35. Сегодня диалог между движением ХАМАС и Израилем практически невозможен по причине радикальной позиции, которую занимают руководители ХАМАС. К тому же, любые действия Израиля, подразумевающие поддержку М. Аббаса в Газе (например, силовое вмешательство), лишь усиливают конфронтацию между двумя палестинскими анклавами – Западным берегом и Сектором Газа. Поэтому более реалистичным представляется диалогу между ХАМАС и ФАТХ, инициирование которого способно открыть большие политические возможности перед Египтом, что позволит ему оставаться ключевой региональной державой в деле мирного урегулирования. Египет, кстати, поддерживает официальные и неофициальные контакты с обеими сторонами и имеет опыт посреднической деятельности при разрешении острых внутрипалестинских противоречий. В его интересах – способствовать достижению компромисса между двумя палестинскими группировками, поскольку изоляция ХАМАС и его невключение в ближневосточный мирный процесс могут привести к непредсказуемым последствиям на палестинских территориях в целом и в непосредственной близости от египетской границы, в частности. Следует напомнить, что ХАМАС пришел к власти легитимным путем в ходе парламентских выборов в ПНА в январе 2006 г. и сегодня, вследствие военного захвата власти в середине июня 2007 г., полностью контролирует половину палестинских территорий с населением более 1,5 млн человек. В этой связи не стоит забывать и о египетском общественном мнении, в своем большинстве симпатизирующем движению XAMAC36.

16 января 2008 г израильская армия начала в Секторе Газа массированную операцию против «Бригад Изидина Аль-Касама», а также других палестинских военизированных группировок («Исламский джихад», «Бригады Салах эд-Дина» и др.) в ответ, как заявили израильские власти, на непрекращающиеся обстрелы территории Израиля самодельными ракетами «Касам» и минометные обстрелы37.

Израильская акция возмездия распространилась и на Западный берег реки Иордан против боевиков «Бригад мучеников Аль-Аксы» – союзника ФАТХ. В ходе ее проводились «зачистки» районов базирования боевиков, наносились артиллерийские и авиационные удары. Убитыми оказались десятки палестинцев, в том числе мирных жителей. Израильтяне наносили «точечные удары», направленные против руководства палестинских военных организаций, вследствие чего погибли несколько членов командования военного крыла ХАМАС и других палестинских группировок.

Одновременно Израиль приступил к полной блокаде Сектора Газа. Были закрыты все пограничные пропускные пункты, приостановлена подача электроэнергии (электростанция, снабжающая Сектор Газа, находится на территории Израиля), ограничены поставки бытового газа, горючего, медикаментов. Нарушилось функционирование многих структур городского хозяйства (водоочистных сооружений, хлебопекарен, магазинов и т.д.), а также, больниц, поликлиник, родильных домов. Стало невозможным поступление гуманитарной помощи по линии ООН.

Жители Сектора Газа (около 1 млн чел.) вновь оказались на грани гуманитарной катастрофы. США отказались от какого бы то ни было осуждения действий Израиля, определяя их как «законное право на самооборону для осуществления безопасности своих граждан» и возложили всю ответственность за происходящее в Секторе Газа на движение ХАМАС38.

Премьер-министр Израиля Э. Ольмерт официально проинформировал Дж. Буша мл. о том, что операция против Сектора Газа проводится Армией обороны Израиля (ЦАХАЛ) не только для того, чтобы пресечь обстрелы израильских населенных пунктов боевиками ХАМАС и контрабандную доставку оружия и боеприпасов для них с территории Египта, но также для достижения стратегической цели, отстранения движения ХАМАС от власти в Секторе Газа и восстановления здесь контроля администрации президента ПНА М. Аббаса, с которым Э. Ольмерт намерен продолжать переговоры и достичь политического урегулирования39.

Что касается Египта, то он прилагал максимум политических усилий для получения заверений израильской стороны в том, что в ходе предстоящих палестино-израильских переговоров будут затронуты все важнейшие вопросы, включая проблемы Иерусалима, беженцев, границ и поселений. Каир также настаивал на необходимости разработки в Аннаполисе четких временных рамок мирных переговоров и создании специального механизма для их проведения.

Можно предположить, что активизация Египтом посреднической деятельности в урегулировании межпалестинского конфликта будет проходить на фоне возможного включения Сирии в мирный процесс40.

Саудовская Аравия явно заинтересована в поддержке последней американской попытки урегулирования израильско-палестинского конфликта, особенно сейчас, когда Израиль впервые воздержался от возражений против сделки о поставке оружия между США и Саудовской Аравией. Общий страх перед Ираном является здесь, видимо, основным соображением. Однако готовность Саудовской Аравии участвовать в мирном процессе может обойтись Израилю слишком дорого, если саудовская мирная инициатива будет утверждена мировым сообществом41.

В целом, тенденции, определяющие развитие современной ситуации на Ближнем Востоке, характеризуется дальнейшей эскалацией напряженности как в Палестине, так и в соседних арабских странах. Палестино-израильский конфликт, остающийся ключевым вопросом ближневосточного урегулирования, очевидно, невозможно решить без восстановления единства палестинского национального движения, но это не входит в политические расчеты США и Израиля. В связи с этим уместно вспомнить активную, определяющую роль СССР в период принятия резолюции ООН в 1947 году о создании еврейского и арабского государств42.Несмотря на ее внешнюю «идеологизированность», именно эта позиция отражала национально-государственные интересы России еще со времен Российской империи, имевшей, как известно, свои мощные опорные пункты на Святой земле в виде храмов, монастырей и других объектов.

Совершенно очевидно, что на современном этапе палестинско-израильского противостояния крайне важны и определенные четкие, коллективные, миротворческие действия внешних гарантов ближневосточного мирного процесса и, тем более, адекватные усилия непосредственных соперников.

Примечания:

  1. Анализ конкретного состояния дел в ПНА на современном этапе дан в кн.: Баулина И. Палестина после Ясира Арафата. Аналитическая справка. М.: Институт Ближнего Востока, 26 июля 2005. См.: http://nvo.ng.ru/wars/2006-2008-palestina.htm
  2. Подробнее см.: Жиль Коппель. Джихад. Экспансия и закат исламизма. – М.: Ладомир, 2004. с. 218–316.
  3. Там же.
  4. Там же.
  5. Подробнее см. Колобов А. О. Сила, полная решимости…?, с. 72–103.
  6. Израиль прекратил контакты с палестинскими силами безопасности. Сообщение информационного агентства «Курсор», 31 марта 2006. См. также: The Washington Times, 26 January, 2006.
  7. Подробнее см. Эпштейн А. Почему провалилась «дорожная карта»? О причинах прошлых дипломатических неудач и возможных новых инициативах в целях снижения остроты палестино-израильского конфликта. – М.: Институт Ближнего Востока, 2006. с. 3–98.
  8. Полный текст «Дорожной карты» на русском языке приведен в кн. «Проблемы урегулирования палестино-израильского конфликта: Три года после переговоров в Кэмп-Дэвиде и Табе. Под. Ред. А. Эпштейна – М.: Институт Ближнего Востока, с. 3–70.
  9. Там же.
  10. Там же.
  11. Там же.
  12. Там же.
  13. Мирский Г. После Арафата // Россия в глобальной политике, №6, декабрь 2004, с. 66–67.
  14. Там же.
  15. Там же.
  16. См.: Арас Дж. Четвертая мировая война. Информационно-аналитический справочник по негосударственным военизированным системам. – М.: ООО «Изд-во Астран»; ООО «Изд-во АСТ»; ООО «Транзит книга»; 2003, с. 404–408, 332–338.
  17. Там же.
  18. Там же.
  19. Наша позиция по урегулированию. Заявления верховного наставника братьев-мусульман по урегулированию палестинской проблемы. Информационное бюро Движения исламского сопротивления – ХАМАС, Палестина, Июнь 1991, с. 1–8.
  20. Капитонов К. А. Террористические Войны без правил. Израильско-палестинское противостояние. – М. : АСТ: Восток – Запад, 2006., с. 81 – 85.
  21. Там же.
  22. Там же.
  23. Там же.
  24. Факты о ситуации в Палестине хорошо суммированы на сайте Ближневосточной политике в г. Вашингтоне, США: См. Washington Institute For Near East Policy.// www. Washington Institute.org (2006–2008)
  25. Ibid.
  26. Ibid.
  27. Ibid.
  28. Ibid.
  29. Ibid.
  30. См. : Эпштейн А. Почему провалилась дорожная карта?…, с. 3 – 108.
  31. Капитонов К. А., ук. соч., с. 3–225., 226–307.
  32. Там же.
  33. Там же.
  34. Там же.
  35. Там же.
  36. Там же.
  37. Подробнее см.: NR 2.ru. Новый регион, 2007.
  38. Там же.
  39. Can They Be Stopped? Gaza’s Dilemma. // The Jerusalem Post, march 31, 2008. P. 3-48. Подробнее о самой динамике палестино-израильского противоборства см.: Эпштейн А. Войны и дипломатия. Арабо-израильский конфликт в XX веке. Киев: Изд-во «Дух и литера»; 2003. С. 3–150.
  40. Там же.
  41. См.: Колобов О. А., Корнилов А.А., Хохлышева О. О. Ближневосточная политика великих держав и арабо-израильский конфликт, Т. 1 (ч. 1 и 2).
  42. http: //news.made.ru/ politics/news 2006–2008.